При каких обстоятельствах инспекторы не вправе оштрафовать компанию за то, что она вовремя не представила документы в налоговый орган по требованию, выставленному в рамках выездной проверки?
В ходе выездной проверки налоговый орган несколько раз направлял организации требования о представлении документов. В связи с большим объемом документов налогоплательщик передал их в инспекцию с нарушением установленного срока. При этом организация неоднократно сообщала инспекции о том, что исполнение требований в установленные сроки невозможно, и просила предоставить отсрочку. Но налоговый орган проигнорировал эти просьбы.
По итогам проверки инспекция привлекла налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения по п. 1 ст. 126 НК РФ. Компания не согласилась с указанным решением и обратилась в арбитражный суд с требованием признать его недействительным.
Организация несвоевременно представила 7809 документов по требованиям налогового органа, тем самым нарушив десятидневный срок, установленный п. 3 ст. 93
НК РФ. В связи с этим налогоплательщик правомерно привлечен к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 126 НК РФ.
Компания предоставила инспекции возможность ознакомиться с подлинниками документов на своей территории. Их ксерокопирование потребовало много времени, поэтому копии не удалось представить в налоговый орган в установленный срок. Проверяющие были оповещены о том, что оригиналы документов доступны для ознакомления на территории налогоплательщика, однако они не воспользовались соответствующей возможностью.
Решение принято в пользу налогоплательщика
При получении требования о представлении документов налогоплательщик обязан обеспечить проверяющим доступ к ним на своей территории. При этом в установленный десятидневный срок документы должны быть извлечены из архивов или иных мест хранения и представлены инспекторам. Однако истребование документов в рамках выездной проверки не означает, что они должны вывозиться за территорию проверяемого налогоплательщика.
В рассматриваемом случае компания предоставила налоговому органу возможность ознакомиться с подлинниками документов на своей территории, а значит, начисление штрафа незаконно.
Выводы суда содержатся в постановлении ФАС Московского округа от 13.07.2012 № А40-133957/11-116-358.
Владимир Крюков, ведущий юрист Департамента налогового и правового консалтинга ЗАО "Объединенные консультанты ФДП"
При рассмотрении данного дела суд проанализировал соотношение норм п. 1 ст. 89 и ст. 93 НК РФ. Согласно п. 1 ст. 89 НК РФ выездная налоговая проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа. В инспекции она может проводиться только в одном случае – когда у компании отсутствует возможность предоставить помещение.
Вместе с тем при выездной налоговой проверке у налогоплательщика могут быть истребованы необходимые документы в порядке, установленном ст. 93 НК РФ (абз. 2 п. 12 ст. 89 НК РФ). Их следует представить инспекции в течение 10 дней со дня получения соответствующего требования.
На практике проверяющие зачастую игнорируют положение законодательства о необходимости проведения выездной проверки на территории налогоплательщика. Используя механизм, установленный ст. 93 НК РФ, они запрашивают у компании всю документацию, относящуюся к проверяемому периоду, и исследуют ее в своих кабинетах. В результате проверка, по сути, проводится не на территории налогоплательщика, как того требует кодекс, а в помещении налогового органа.
В данном деле суд признал такую практику незаконной, указав, что при проведении ревизии плательщик не обязан представлять весь объем документов на территорию ИФНС, если у него есть помещение, в котором могут проводиться контрольные мероприятия.
Из решения суда следует, что толкование ст. 93 НК РФ в системной связи с п. 1 ст. 89 НК РФ вообще не предполагает выбытия документов с территории налогоплательщика в ходе проведения выездной ревизии. При получении требования о представлении документов налогоплательщик обязан лишь обеспечить инспекторам доступ к их подлинникам на своей территории, т. е. извлечь бумаги из архивов или иных хранилищ и подготовить все для ознакомления.
По нашему мнению, иное толкование приведенных выше норм фактически превращает выездную налоговую проверку в камеральную, т. е. одна форма налогового контроля произвольно заменяется на другую. В результате налогоплательщик вынужден отвлекать силы и средства на ксерокопирование неограниченного количества документов, которые отражают все без исключения факты его хозяйственной деятельности в проверяемом периоде. Указанным способом инспекторы необоснованно возлагают на плательщиков дополнительные обязанности, не предусмотренные законодательством.
При рассмотрении дела суд также обратил внимание на следующие обстоятельства:
Проанализировав эти обстоятельства, арбитражный суд признал недействительным решение инспекции о привлечении компании к ответственности в связи с отсутствием в ее действиях события правонарушения. На наш взгляд, выводы суда являются знаковыми, и налогоплательщики могут использовать их при защите своей позиции в аналогичных спорах.
Журнал налоговые споры №9 2012 www.n-kodeks.ru