назад к списку новостей
Обзор прессы за 20 мая 2020 года

НАЛОГИ

Налог на вмененный доход решили не продлевать на 2021 год [Известия]
 
Продление единого налога на вмененный доход (ЕНВД) на 2021 год больше не
рассматривается. Об этом 19 мая сообщили в Минфине России.
Продление ЕНВД на 2021 год было одним из предложений Минфина к плану борьбы с
коронавирусом, отметили в пресс-службе ведомства.
«По итогам обсуждения было принято решение этого не делать. Сейчас вопрос снят с
повестки дня, данное предложение более неактуально», — сообщили в Минфине.
Срок действия ЕНВД истекает 1 января 2021 года. Данный налоговый режим могут
использовать предприниматели в таких видах деятельности, как розничная торговля,
общественное питание. Полный перечень установлен Налоговым кодексом.
Пользователи платят налог с вмененного им фиксированного дохода, при этом реальный
доход значения не имеет.
 
Минэкономики предлагает дать властям больше контроля в делах о банкротстве
отдельных юрлиц — стратегических предприятий и компаний с крупной налоговой
задолженностью (свыше 100 млн руб.) [Коммерсант]
 
Для защиты государственных интересов Минэкономики предлагает дать властям больше
контроля в делах о банкротстве отдельных юрлиц — стратегических предприятий,
компаний с крупной налоговой задолженностью и организаций с госучастием. Ведомство
разработало проект, по которому проверять их на наличие признаков фиктивного или
преднамеренного банкротства будет специальный госорган. Коронавирусная остановка
экономики делает предотвращение банкротств крупных системообразующих предприятий
особенно актуальным из-за опасений развития эффекта домино. Юристы же признают,
что арбитражные управляющие порой формально относятся к таким проверкам,— но
сомневаются, что чиновники будут компетентнее.
Минэкономики предлагает передать государству полномочия по проверке признаков
преднамеренного и фиктивного банкротства у компаний с долгами по налогам свыше 100
млн руб., стратегических предприятий, а также организаций, которые более чем на 25%
принадлежат государству (муниципалитету), сообщил вчера «Интерфакс». Замглавы
Минэкономики Илья Торосов сообщил “Ъ”, что проект готовится в рамках реформы
сферы банкротства. Сейчас подобные проверки проводят арбитражные управляющие.
Проект предполагает, что этим будет заниматься госорган, какой именно — должно
определить правительство.
Концепция реформы, представленная Минэкономики в марте 2020 года, должна
увеличить количество восстановившихся должников— вопрос становится все более
актуальным из-за рисков цепной реакции банкротств экономически связанных компаний
на фоне развития коронавирусного кризиса. При этом для финансовой сферы, наименее
затронутой кризисом, планируется сохранить действующий порядок.
«Ручное управление» банкротствами в варианте Минэкономики же за счет цифровизации
ФНС позволит оперативно «спасать» компании, объективно испытывающие финансовые
проблемы,— однако пока на фоне моратория на банкротства и отсрочек по уплате
налогов предположить объем такого вмешательства затруднительно.
«Эти поправки еще раз показывают, как глубоко укоренилось недоверие государства к
арбитражным управляющим, причем, увы, во многом не на пустом месте,— констатирует
председатель "Банкротного клуба" Олег Зайцев.— Можно лишь порадоваться тому, что
предлагают ограничиться прямым участием государства только там, где есть явный
публичный интерес». Как отмечает руководитель проектов юридической группы «Яковлев
и партнеры» Андрей Набережный, управляющие «иногда формально подходят к
проверке» признаков фиктивного или преднамеренного банкротства, «но в отношении
компаний с госучастием или с большим налоговым долгом это недопустимо, поскольку
здесь высока вероятность недобросовестных действий со стороны контролирующих лиц».
С другой стороны, господин Набережный не исключает и риск затягивания процедуры
банкротств. Партнер коллегии адвокатов «Де-юре» Антон Пуляев и вовсе считает, что «по
большому счету неважно, кто выявляет признаки преднамеренного и фиктивного
банкротства — в любом случае имеет место человеческий фактор», и наивно думать, что
чиновники будут работать более тщательно и компетентно.
 
Государство облегчит интеграцию бизнеса в «поствирусную» реальность, но не
всем и не в равной мере. [infopro54.ru]
 
— Фактически сейчас у нас пять групп льгот, доступных по всей стране, — констатирует
Мария Ильяшенко, управляющий партнер юридического партнерства «Курсив». — Это
снижение страховых взносов, продление сроков сдачи отчетности, налоговые каникулы,
отсрочка и рассрочка на основании заявления налогоплательщика и заморозка
налогового контроля.
Есть и региональные блоки льгот — их приняли около 50 субъектов страны.
По мнению Марии Ильяшенко, снижение страховых взносов — это на сегодня самая
функциональная мера. Не будь ее, эффект всех остальных стал бы сугубо условен,
символичен.
К сожалению, эта льгота доступна не для всех предприятий, но для малых и средних
вполне досягаема. Отраслевая принадлежность предприятия для получения льготы не
важна. Она доступна для всех малых и средних предприятий с 1 апреля. С заработной
платы работника в пределах минимального размера оплаты труда предприятия по-
прежнему платят страховые взносы в размере 30%, а со всей суммы, которая превышает
МРОТ, у нас будет действовать льгота в 15%. Неважно, окладная это часть или
премиальная — с точки зрения трудового законодательства все охватывается понятием
«заработная плата». Так что и для премиальных, и для окладных частей применяется
сниженный процент страховых взносов. Предприятие должно относиться к категории
малых или средних и должно быть включено в Реестр субъектов малого и среднего
предпринимательства. Членство в этом реестре нужно проверять: предприятие, обладая
всеми категориальными параметрами, тем не менее по разным техническим причинам
может туда не попасть.
Следующая льгота — продление сроков сдачи отчетности. Она применима ко всем
налогоплательщикам, независимо от отрасли и размеров предприятия. По НДС и
страховым взносам за первый квартал сроки сдачи отчетности перенесены на 15 мая.
Другая отчетность, которая должна быть сдана с марта по май, сдвинута по срокам сдачи
на три месяца.
— Сроки сдачи отчетности изменяются, но не указано, что изменяются сроки самой
уплаты налогов, — предостерегает Мария Ильяшенко. — То есть налоги мы уже должны
платить, хоть и без сдачи отчетности.
ФНС обобщила информацию о переносе сроков уплаты налогов и сдаче отчетности (из
постановления №409). По каждому налогу, по каждому субъекту отдельно дана
информация о сроках сдачи отчетности и о сроках уплаты соответствующих налогов.
Чтобы не запутаться с переносом сроков сдачи отчетности и уплаты налогов, с удобной и
наглядной таблицей можно ознакомиться на официальном сайте налоговой службы.
Для получения поддержки государства очень важна правильная самоатрибуция
предприятия при регистрации. Неряшливость в этом вопросе именно сейчас может выйти
боком:
— В 409-м постановлении подчеркнуто, что основной вид деятельности должен
совпадать с позицией из списка, — объясняет Мария Ильяшенко. — Только в этом случае
предприятие будет автоматически отнесено к пострадавшей отрасли. Очень часто
ОКВЭДы у нас неправильно определяются: начиная свою деятельность,
налогоплательщик неверно указывает ОКВЭД. Например, вы занимаетесь розничной
торговлей продуктами и при этом еще ведете гостиничный или ресторанный бизнес. И
эти виды бизнеса у вас указаны в качестве дополнительных. Так вот, льготой нельзя
будет воспользоваться в этом случае. Право на пользование ей дает только основной
вид деятельности.
Для крупного бизнеса предусмотрено НЕАВТОМАТИЧЕСКОЕ продление сроков уплаты.
Только на основании заявления, подаваемого в налоговый орган.
— Заявительный порядок отсрочки предусмотрен, вообще-то, для любого предприятия,
— поясняет Мария Ильяшенко. — Это прописано в статьях Налогового кодекса — в 61-й,
62-й и 64-й. Но специалисты всегда сетовали на их проблемную механику. Статьи есть,
но они фактически нерабочие: чтобы вам предоставили отсрочку или рассрочку по уплате
налогов, понадобится больше времени на сбор документов, нежели это оговорено в сих
статьях. Половину документов вообще очень сложно предоставить. Так вот, в 409-м
постановлении прописан упрощенный порядок получения отсрочки или рассрочки.
Налогоплательщику придется подтвердить ухудшение параметров своей деятельности, а
в некоторых случаях еще и предоставить обеспечение — залог, банковскую гарантию или
поручительство.
Следующая льгота — так называемая заморозка налогового контроля. ФНС объявила,
что вплоть до 31 мая не будут назначаться выездные налоговые проверки. А проверки,
которые уже назначены, будут приостановлены.
— Камеральные налоговые проверки ограничений не имеют — они, как и прежде, могут
проводиться, — уточняет Мария Ильяшенко. Требования могут направляться как по
камеральным, так и по выездным проверкам.

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

В Госдуму внесли проект о налоговых льготах во время эпидемии [RNS]
 
Правительство России внесло в Госдуму законопроект, который предусматривает ряд
налоговых льгот для граждан, предприятий и организаций в связи с распространением
новой коронавирусной инфекции, сообщила пресс-служба нижней палаты парламента.
«19 мая в Государственную Думу поступил законопроект Правительства – поправки в
Налоговый кодекс РФ… Законопроект предусматривает ряд налоговых льгот для
граждан, предприятий и организаций в связи с распространением коронавирусной
инфекции, ранее озвученных президентом России в ходе обращения к россиянам», —
говорится в сообщении.
В частности, согласно пояснительной записке к документу, в составе налогооблагаемых
доходов не будет учитываться списание задолженности по кредитам, взятым на
поддержку занятости, и начисленных по ним процентов. Кроме того, от обложения налога
на доходы физических лиц (НДФЛ) освобождаются доходы в виде денежной выплаты
стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку
работникам, оказывающим социальные услуги гражданам.
Законопроектом также предусматривается освобождение от уплаты налогов и страховых
взносов, начисленных во втором квартале 2020 года для субъектов малого и среднего
предпринимательства, занятыми в сферах деятельности, наиболее пострадавших в
условиях ухудшения ситуации в связи с распространением коронавируса. Эта мера также
коснется организаций, включенных в реестр социально ориентированных
некоммерческих организаций, которые являются получателями соответствующих
субсидий и грантов.
При этом для индивидуальных предпринимателей (ИП), которые не являются
работодателями, осуществляющими деятельность в сферах, наиболее пострадавших от
ухудшения экономической ситуации в связи с распространением новой коронавирусной
инфекции, предлагается установить страховые взносы на обязательное пенсионное
страхование в фиксированном размере за расчетный период 2020 года в размере 20 318
руб. Законопроект будет рассмотрен Госдумой приоритетном порядке.
 
Штрафы стирают с бумаги
Все уведомления от государства переводят в электронный вид [Коммерсантъ]
 
Минкомсвязь подготовила законопроект о переводе в электронный формат всех
уведомлений от государства гражданам и организациям, например, о начисленных
штрафах и пенях. По официальным данным, в 2019 году было направлено почти 600 млн
уведомлений, что обошлось бюджету в 22 млрд руб. Чтобы инициатива заработала,
потребуются изменения в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП), иначе,
например, автовладельцы не смогут обжаловать штрафы ГИБДД, предупреждают
эксперты.
Все уведомления граждан о штрафах, пенях и оказании услуг от госорганов предлагается
перевести в электронную форму и осуществлять через портал госуслуг и системы
электронного документооборота, следует из законопроекта Минкомсвязи.
Таким образом, все юридически значимые сообщения будут присылать по умолчанию в
электронном виде, а по желанию получателя и по почте (сейчас действует обратный
принцип).
Законопроект позволит упростить взаимодействие между госорганами, гражданами и
организациями и перевести его в современный формат, что особенно актуально в
условиях ограничений из-за коронавируса, пояснили “Ъ” в Минкомсвязи. Например, если
гражданин подал заявление на получение социальной выплаты, он получит электронные
уведомления о ходе и результатах рассмотрения на портале госуслуг или через
мобильное приложение, указывают в Минкомсвязи. Также часто возникают ситуации,
когда в отношении граждан приняты решения, о которых они просто не получили
информацию, отмечают там: «Кто-то не смог выехать за границу из-за наличия
задолженностей, кому-то начислили пени, но таких историй можно будет избежать в
будущем при работающей системе электронных уведомлений». По состоянию на ноябрь
2019 года в единой системе идентификации портала госуслуг было зарегистрировано 100
млн человек
По данным Минкомсвязи, в 2019 году гражданам направлено почти 600 млн уведомлений,
включая оповещения о штрафах и пенях, госбюджету такой объем обходится в 22 млрд
руб. ежегодно. Одна из самых массовых категорий граждан, получающих письма по почте
от государства — автомобилисты, нарушающие ПДД под камерами: в 2019 году им
пришло более 122 млн постановлений.
Чтобы законопроект Минкомсвязи заработал, нужны будут изменения в КоАП, чтобы
привязать срок обжалования штрафа к сообщению на госуслугах, отмечает президент
Московской коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин, иначе граждане
не смогут обжаловать постановления, что станет для них большой проблемой.
Необходимо также заложить возможность обжаловать штрафы через портал госуслуг, что
сегодня невозможно, добавляет эксперт. Законопроект, в котором заложена такая
возможность, принят Госдумой в первом чтении в марте 2020 года и сейчас
дорабатывается.
Очевидно, что получать уведомления в электронном виде удобно, но и у организаций, и у
граждан бывают ситуации, когда выгодно именно не получать их, потому что с момента
получения наступает обязанность отреагировать в определенный срок, отмечает
директор группы консультирования по перспективным технологиям KPMG в России и СНГ
Сергей Вихарев. Именно такие случаи, по его мнению, и могут стать причиной отказа
граждан от электронной услуги. Важно также технически предусмотреть, чтобы
уведомление считалось полученным, когда его действительно прочитали, а не просто
отправили, отмечает господин Вихарев, в противном случае возникает риск
дополнительных штрафов и иных наказаний для адресатов. Это означает, что
необходимо будет на законодательном уровне, например, приравнять клик по сообщению
к подписанию электронной подписью.