Организация по Правилам финансирования в 2014 г. предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, финансирует названные предупредительные меры в счет уплаты страховых взносов в ФСС РФ.
Возникает ли у страхователя право осуществлять вычет НДС по товарам (работам, услугам), приобретенным в рамках указанных мероприятий? Об этом пойдет речь в предлагаемой статье.
Трудовой Кодекс РФ обязывает работодателей обеспечивать безопасные условия и охрану труда работников. Законодательством РФ на работодателя также возложена обязанность по проведению мероприятий, предупреждающих наступление страховых случаев на производстве и развитие профессиональных заболеваний сотрудников предприятия.
В целях обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма Фонд социального страхования России предоставляет организациям право часть расходов на проведение подобных мероприятий осуществить за счет страховых взносов на «травматизм».
В соответствии со ст.7 Федерального закона от 02.12.2013 № 322-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования РФ на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» на сегодняшний день максимальный размер средств, компенсируемых работодателю за счет внебюджетного фонда, не должен превышать 20 % сумм страховых взносов, начисленных за предыдущий календарный год, за вычетом сумм страховых возмещений.
Финансовое обеспечение мероприятий по охране труда осуществляется по правилам, утвержденным приказом Минтруда России от 10.12.2012 № 508н «Об утверждении правил финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами».
Данными правилами в перечень расходов, которые могут быть осуществлены за счет средств ФСС РФ, включены расходы на: санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными и опасными производственными факторами; приобретение сертифицированной спецодежды и обуви и других средств индивидуальной защиты, а также смывающих и обезвреживающих средств в соответствии с типовыми нормами; проведение аккредитованной организацией аттестации рабочих мест по условиям труда; проведение запланированных по результатам аттестации работ по приведению уровней запыленности и загазованности воздуха на рабочих местах в соответствие с государственными нормативными требованиями по охране труда.
Средства, направляемые ФСС России на финансовое обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма, имеют целевой характер. Для получения компенсации расходов работодателю необходимо обратиться в региональное отделение ФСС России по месту регистрации до 1 августа года с соответствующим заявлением и пакетом документов, обосновывающим необходимость финансирования запланированных мер. Кроме того, страхователь обязан вести учет средств, направленных на финансирование предупредительных мер, в установленном порядке и ежеквартально отчитываться об их использовании, а после завершения запланированных мероприятий представить в ФСС России документы, подтверждающие произведенные расходы.
Детально регламентируя порядок предоставления организациям компенсации понесенных расходов, Правила ФСС России не рассматривают вопрос о том, подлежит ли компенсации сумма НДС, предъявленного страхователям при приобретении ими товаров (работ, услуг) в связи с осуществлением охранных мероприятий.
На практике, если заявленные страхователем суммы не превышают установленного законом лимита, при наличии подтверждающих документов ФСС России компенсирует организациям понесенные ими расходы с учетом НДС, в связи с чем налогоплательщики сталкиваются с проблемой правомерности принятия к налоговому вычету указанных сумм.
Подобная проблема обусловлена тем, что подп. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ к числу оснований для восстановления ранее принятого к вычету НДС отнесено получение налогоплательщиком в соответствии с законодательством РФ субсидий из федерального бюджета на возмещение затрат, связанных с оплатой приобретенных товаров (работ, услуг), с учетом налога.
Однако Бюджетный кодекс РФ, определяя составные части бюджетной системы РФ, тем не менее, разделяет бюджеты федерального, регионального и местного уровней, а также бюджеты внебюджетных фондов РФ. Кроме того, согласно п. 2 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утв. постановлением Правительства РФ от 12.02.1994 № 101, денежные средства Фонда не входят в состав бюджетов соответствующих уровней, других фондов и изъятию не подлежат. Таким образом, средства ФСС России не включаются в состав федерального бюджета.
Правилами финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, суммы выплачиваемых страхователем компенсаций названы финансовым обеспечением, а не субсидией. В связи с этим применение подп. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ к случаям получения компенсации из ФСС России не может являться обоснованным.
Порядок применения налоговых вычетов по НДС закреплен в ст. 172 НК РФ, согласно которой налоговые вычеты, предусмотренные ст. 171 НК РФ, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав. Иных требований либо ограничений для получения права на налоговые вычеты НК РФ не содержит.
Судебная практика исходит из того, что налоговое законодательство не препятствует применению налоговых вычетов по НДС в случае использования хозяйственным обществом в расчетах за товар денежных средств в размере сумм страховых взносов на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и в подобных случаях у налогового органа отсутствуют основания для отказа в применении налогового вычета по НДС в связи с реальным несением затрат по оплате НДС контрагенту (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 29.11. 2011 по делу № А27-6121/2011, постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 27.06.2011 г. по делу N А27-13263/2010 (Определением ВАС РФ от 25.10.2011 г. № ВАС-14002/11 отказано в передаче дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора данного постановления).
Несмотря на возникновение у страхователей двойной выгоды (принятие суммы НДС к вычету с одновременной компенсации этой же суммы за счет средств ФСС), в силу отсутствия однозначного указания в налоговом законодательстве на невозможность принятия к вычету сумм НДС при получении финансирования из внебюджетных фондов, получатели компенсаций за счет средств ФСС РФ вправе воспользоваться налоговым вычетом по НДС, и претензии налоговых органов в подобных случаях будут являться необоснованными.
Библиографический список
1.Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru.
2 Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru.
3.Федеральный закон от 02.12.2013 № 322-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования РФ на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru.
4. Постановление Правительства РФ от 12.02.1994 № 101[Электрон. ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru.
5.Приказ Минтруда России от 10.12.2012 № 508н «Об утверждении правил финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами» [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru.
Павлова А.А., специалист по налогообложению, Департамент налогового и правового консалтинга, ЗАО «Объединенные консультанты ФДП»